• То, что в Украине действительно существует большая проблема с невыплатой алиментов, подтверждают официальные цифры. Так, по информации Минсоцполитики, в прошлом году в Украине было открыто более 500 000 исполнительных производств по неуплате алиментов. Сумма средств, которую получили дети, составляет 2,4 миллиарда гривен.

    6 февраля 2018г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание путем совершенствования порядка принудительного взыскания задолженности по уплате алиментов». Следует отметить, что усиление ответственности также предусмотрено за неуплату алиментов на содержание одного из супругов, родителей или других членов семьи.

    Законом внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Семейный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Законы Украины «О дорожном движении», «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», «О Государственной пограничной службе Украины» , «О судебном сборе», «О Национальной полиции», «Об исполнительном производстве» и усовершенствованный порядок взыскания алиментов.

    Закон предусматривает новые механизмы принудительного исполнения решений к должнику, который не платит алименты более шести месяцев. Неуплата алиментов, привела к возникновению задолженности свыше шести месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, влечет наложение административного взыскания в виде выполнения общественно полезных работ на срок от 120 до 240 часов. При наличии такой задолженности государственный исполнитель составляет протокол о совершении должником административного правонарушения, предусмотренного ст. 1831 Кодекса Украины об административных правонарушениях, и направляет его для рассмотрения в суд по местонахождению органа государственной исполнительной службы.

    Изменения предусматривают право того из родителей, с кем по решению суда проживает ребенок, самостоятельно решать вопрос о временном выезда ребенка за пределы Украины с целью лечения, обучение ребенка за границей, отдыха — при наличии справки, выданной органом государственной исполнительной службы, о наличии задолженности по уплаты алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев. Такая справка выдается органом государственной исполнительной службы по требованию взыскателя в течение десяти дней и действительна в течение одного месяца со дня ее выдачи.

    Иными словами, если отцу ребенка были установлены алименты, и он не платит их более 6 месяцев, то мать может получить справку в исполнительной службе, которая будет основанием для выезда с ребенком, не достигшим 16 лет за границу без согласия отца. Соответствующее основание для пересечения границы нашло свое отражение в пункте 4 Постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении правил пересечения государственной границы гражданами Украины». Так выезд ребенка за границу без нотариального заверенного согласия второго родителя возможен при наличии справки ДВС о наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которых превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев.

    К сожалению, такая справка будет действительна в течение месяца со дня ее выдачи, то есть под каждую запланированную поездку для отдыха или оздоровления придется получать новую.

    При наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которых превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев, государственный исполнитель выносит мотивированные постановления о:

    • временное ограничение должника в праве выезда за пределы Украины;
    • временное ограничение должника в праве управления транспортными средствами;

    Нарушение ограничения должника в праве управления транспортным средством влечет наложение административного взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

    Однако, юристы утверждают, что временное ограничением должника в праве пользования транспортным средством до погашения задолженности по уплате алиментов в полном объеме — это прямое нарушение ст. 41 Конституции, которая гарантирует право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. То есть, если гражданин имеет в собственности автомобиль, то Конституция гарантирует его право распоряжаться и пользоваться им. А этот закон ограничивает такое право. Таким образом, в этом случае нарушается норма Конституции. Кроме того должник, в отношении которого применено временное ограничение в праве управления транспортным средством, может обжаловать постановление в суд например из тех оснований, что в его трудовые обязанности входит использование автомобиля для постоянных командировок в другие города, а следовательно такое ограничение приведет к увольнению, а как следствие основного законного источника средств к существованию. Установить в судебном порядке рассрочку уплаты алиментов также не является сложным мероприятием для должника, а это в свою очередь может быть основанием для отмены постановления об ограничении в праве пользования транспортным средством. Иными оговорками, когда временное ограничение должника в праве управлять транспортными средствами не может быть применено является использование должником транспортного средства в связи с инвалидностью или пребыванием на содержании должника лица с инвалидностью I, II группы; прохождения должником срочной военной службы, военной службы по призыву лиц офицерского состава, военной службы по призыву по мобилизации, на особый период.

    • временное ограничение должника в праве пользования огнестрельным охотничьим, пневматическим оружием и оружием с холостыми патронами, устройствами отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами не смертельного действия;
    • временное ограничение должника в праве охоты.

    Следует отметить, что ограничения будут применяться не всегда, не на всю жизнь к одному из родителей, а исключительно на тот период, пока тот из родителей, который имеет долг, не погасит полностью этот долг перед своим ребенком.

    Вышеупомянутые правовые нормы предусматривают не все случаи. Как известно, из каждого правила существуют исключения и ситуации бывают довольно разными. Конечно, для получения квалифицированной правовой помощи следует обратиться к адвокату, который сможет проконсультировать или даже в судебном порядке добиться уменьшения размера алиментов или привлечения должника к ответственности.

    В соответствии со ст. 164 УК Украины установлена ​​уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты установленных решением суда средств на содержание детей (алиментов), а также злостное уклонение родителей от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, находящихся на их иждивении. Санкция статьи предусматривает общественные работы на срок от 80 до 120 часов или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет.

    При этом под злостным уклонением от уплаты алиментов на детей или нетрудоспособных родителей следует понимать любые действия должника, направленные на неисполнение решения суда (сокрытие доходов, изменение места жительства или места работы без уведомления государственного исполнителя, частного исполнителя и т.д.), которые привели к возникновению задолженности по уплате таких средств в размере, который совокупно составляет сумму выплат за три месяца соответствующих платежей.

    Наряду с уголовной ответственностью, Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 1831. Согласно квалификации, составом административного правонарушения является неуплата алиментов на содержание ребенка, одного из супругов, родителей или других членов семьи, что привела к возникновению задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.

    Таким образом, критерием для деления на административную и уголовную ответственность является в первом случая наличие самого факта задолженности за шесть месяцев, а во втором умышленные действия должника по сокрытию доходов, изменение места жительства или места работы без уведомления государственного исполнителя. Убеждены в том, что такие обстоятельства жизнедеятельности должника как отсутствие официального дохода и не регистрация на учете, как лица, ищущего работу — не может быть доказательствами злостного уклонения. Вместе с тем не уведомления государственного исполнителя об изменении места трудоустройства, не уведомления нового работодателя о необходимости удержаний на алименты,  не прибытие по официально полученному вызову исполнителя и изменение места жительства без уведомления об этом исполнителя могут свидетельствовать о наличии состава преступления.

    Стоит отметить, что Минюст уже запустил публичный реестр злостных неплательщиков алиментов (https://erb.minjust.gov.ua/#/search-debtors). В реестре не допущено публичного открытия персональных данных людей, а критерием для поиска является фамилия, имя, отчество и дата рождения. Сведения о лице внесенные в реестр являются публичной «доской позора» злостных неплательщиков алиментов и должников по другим обязательствам. Кроме осуждения со стороны общества, сведения занесены в единый реестр должников могут быть препятствием для совершения нотариального действия в отношении имущества такого должника. Так нотариус которому с целью совершения сделки по отчуждению в любой способ имущества обратился должник, внесенный в день обращения в реестр, в случае отсутствия у них информации о наложении ареста исполнителем на денежные средства или имущество должника обязаны отказать в совершении регистрационных действий и в день обращения должника сообщить указанный в реестре орган государственной исполнительной службы или частного исполнителя об имуществе, об отчуждении которого обратился должник. Исполнитель не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления обязан принять решение о наложении ареста на имущество и направить соответствующее постановление нотариусу, органам, осуществляющим регистрацию имущества, не позднее следующего рабочего дня со дня их вынесения. Заключение в течение срока, указанного выше, сделки в отношении имущества должника, который привел к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет такого имущества, является основанием для признания такой сделки недействительной.

    Согласно закона о внесение изменений минимальный размер алиментов на одного ребенка вырос с 30% до 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Напомним, с 1 января 2018 года прожиточный минимум составляет: для детей до 6 лет — 1492 гривен, для детей от 6 до 18 лет — 1860 гривен. Незначительные увеличения пройдут с первого июля и декабря соответственно.

    Способ взыскания алиментов определяет тот из родителей, с кем проживает ребенок.

    В документе также отмечается, что алименты являются собственностью ребенка, а родитель, на имя кого они выплачиваются, распоряжается алиментами исключительно по целевому назначению в интересах ребенка. В случае их нецелевого использования, советуем обращаться в Службу по делам детей с жалобами и соответствующими доказательствами.

    В конце концов, не надо забывать о такой мере гражданско-правовой ответственности как неустойка за просрочку уплаты алиментов. В соответствии ст. 196 Семейного кодекса Украины установлено, право получателя алиментов требовать 1% пени за каждый день от суммы долга по алиментам. Однако в любом случае совокупно такое возмещение не должно превышать размер самого долга. Обращаем внимание на срок начисления со дня просрочки до дня погашения, то есть общее правило цивилистики про шесть месяцев применения не действует.

    На сегодняшний день такой закон является эффективным механизмом решения вопроса по уплате алиментов. Так, за месяц представители исполнительной службы Минюста вынесли почти 75 тыс. постановлений об ограничении должников в праве выезда за пределы Украины, 72 тыс. постановлений о запрете управлять автомобилем, более 70 тыс. запретов пользоваться оружием и охотиться.