• В июне 2017 года Кабинет министров Украины принял постановление №413 «Некоторые вопросы совершенствования управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжение ими». Нормативным актом определена стратегия совершенствования управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими. Суть постановления сводится к тому, что областные органы Госгеокадастра при распоряжении земельными участками государственной собственности обязаны учитывать приоритет их передачи участникам антитеррористической операции, то есть лицам, которые определены Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

    За период с июня 2017 года до начала 2018 участники АТО подали в органы Госгеокадастра более 24 тыс. Заявления на получение земельных участков, из которых было удовлетворено 6632 заявления на выделение земельных участков общей площадью 8,32 тыс. гектаров, что составляет 27% от количества поданных заявлений.

    Участниками АТО являются: военнослужащие и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, военнослужащие военных прокуратур, лица рядового и начальствующего состава подразделений оперативного обеспечения зон проведения антитеррористической операции центрального органа исполнительной власти и другие служащие принимавших участие в осуществлении мероприятий по обеспечению нацио ной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий.

    Также участниками признаются лица, в составе добровольческих формирований, которые были образованы или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, при условии , что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав Вооруженных Сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины и других творимых в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов.

    Согласно Постановления Кабмина №413 от 07.06.2017г. решения о предоставлении гражданину статуса участника АТО принимается комиссиями по вопросам рассмотрения материалов о признании участниками боевых действий, образованными в Минобороны, МВД, Минюсте, Национальной полиции, Национальной гвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Генеральной прокуратуре Украины, Управлении государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ДСНС, ДФС.

    Комиссии информируют в месячный срок Государственную службу по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции о лицах, которым предоставлен статус участника боевых действий, по форме. Удостоверение участника боевых действий и соответствующий нагрудный знак, выдаются Минюстом, органами Минобороны, МВД, Национальной полиции, Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Генеральной прокуратуры Украины, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ДСНС, ДФС.

    Таким образом, надлежащим подтверждением получения гражданином статуса участника АТО является решение комиссии образованных в профильных силовых ведомствах и соответствующее удостоверение.

    Суть стратегии бесплатной приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения сводится к тому, что областные Госгеокадастры должны опубликовывать перечень свободных земельных участков для предоставления гражданам в размере 25% от общей площади участков проданных с аукциона в предыдущем квартале. Однако данное ограничение количества свободных участков не касается участников АТО, желающих воспользоваться своим правом. Органы Госгеокадастра должны работать в режиме максимального содействия участникам АТО и членам семей погибших воинов в реализации их конституционного права на получение земли. Выделение земельных участков участникам антитеррористической операции осуществляется на основании ст. 118 Земельного кодекса Украины. Однако надеяться на законное, а главное оперативное решение административных вопросов органами Держгеокадастра не стоит. К сожалению только в суде возможно защитить свои права. Рассмотрим правильное прохождение ключевых этапов процедуры получения земельного участка сельскохозяйственного назначения, и особенность обращения в суд в случае нарушения прав участника АТО.

    На официальных сайтах управлений Госгеокадастра, ежеквартально за 10 дней до окончания текущего квартала, размещается перечень участков, которые планируется предоставить в следующем квартале гражданам. Учитывая Постановление Кабмина от 17.01.2018 года №18 решено, что в указанный перечень не включаются земельные участки, которые предполагается предоставить участникам АТО. То есть государство, прежде всего, должно обеспечить земельными участками всех желающих участников АТО в реализации своего гарантированного права.

    Итак, сначала необходимо определиться с тем, где именно будет находиться земельный участок сельскохозяйственного назначения. Обращаем внимание на то, что место проживания (регистрация) участника не имеют значения для выбора расположения участка.

    Управления Госгеокадастра являются распорядителями земель государственной формы собственности за пределами населенных пунктов, в том числе сельскохозяйственного назначения (для ведения личного крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства, садоводства), рекреационного назначения (для индивидуального дачного строительства). Максимальная площадь земельных участков установлена ​​нормативом для личного крестьянского хозяйства составляет до 2 га.; ведения садоводства до 0,12 га.; индивидуального дачного строительства до 0,1 га.. Своим правом на получение земельного участка гражданин может воспользоваться только один раз по каждому виду.

    Для примера на официальных сайтах управлений Госгеокадастра содержатся схематические планы имеющихся земельных участков в пределах конкретного района в основном для индивидуального дачного строительства. В отдельных областях сведения предоставляются только в форме сводной таблицы с разбивкой по районам. Ни схемы, ни таблицы не обязывают участника АТО привязываться к конкретному местоположению участка или назначению для использования. А манипуляция понятием «резерв», как раз используется для формальных отписок.

    В случае подачи участником заявления на получение земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства следует учесть, что бланк или форма такого заявления не регламентированы. В тексте заявления обязательно должно содержаться указание о согласии на обработку персональных данных, с указанием даты и подписи заявителя.

    На сайте публичной кадастровой карты map.land.gov.ua/kadastrova-karta или gisfile.com/map выбираете свободный участок и заказываете в районном отделе Госгеокадастра (государственного кадастрового регистратора) выкопировки из кадастровой карты. На выкопировке делаете схематическое обозначение желаемого местоположения.

    К заявлению о предоставлении разрешения о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства ориентировочной площадью до 2 га.. Кроме выкопировки предоставляете копии паспорта гражданина и идентификационного номера, решение о предоставлении статуса участника АТО и удостоверения.

    Законодатель установил конкретный срок в один месяц, для принятия одного из решений о предоставлении согласия на разработку проекта или об отказе в предоставлении согласия. В случае нарушения Госгеокадастром указанного срока, заявитель получает право заказать проект землеустройства по принципу «молчаливого согласия».

    Если же разрешение на разработку проекта предоставили, заявитель обращается к землеустроительной организации для разработки землеустроительной документации. Обращаем внимание на то, что такой землеустроитель должен быть включен в открытый государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей. А срок согласования при заключении договора на разработку проекта не должен превышать шести месяцев.

    Следующими шагами будут: согласование проекта землеустройства с территориальным органом Госгеокадастра, государственная регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре, утверждение проекта землеустройства и регистрация права на недвижимое имущество, однако данные действия не нуждаются в детальном юридическом анализе. В большинстве случаев процедура тормозится на первой стадии. Действия участника АТО в случае отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства и особенности обращения в суд и существующая судебная практика являются более важными.

    Социальная инициатива в отношении выделении земельных участков участникам антитеррористической операции в сложное для государства время является одним из видов государственной поддержки. Но далеко не все получают в собственности земли вовремя и беспрепятственно.

    Отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта должен быть с указанием конкретных оснований, а причины отказа исчерпывающими. Основанием отказа (ч. 7 ст. 118 ЗКУ) в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям: 1) законов; 2) принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов; 3) генеральных планов населенных пунктов; 4) другой градостроительной документации, 5) схем землеустройства, 6) технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, 7) проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

    Обращаться за защитой нарушенных прав необходимо в окружной административный суд в порядке административного судопроизводства. Конкретный суд определяется по правилу альтернативной подсудности — или по месту нахождения управления Держгеокадастра, или по месту жительства (регистрации) истца.

    Учитывая положения пп.13 ч.1 ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе» от уплаты судебного сбора освобождаются участники боевых действий, следовательно и участники АТО.

    Неоднозначная судебная практика подтверждает, что в подобных судебных спорах орган уполномоченный распоряжаться землями апеллирует к своим особым дискреционным полномочиям. Ведь, по их мнению, суд не может вмешиваться в дискреции субъекта властных полномочий. Под дискреционными полномочиями следует понимать полномочия, которые административный орган, принимая решение, может осуществлять с определенной свободой усмотрения, то есть когда такой орган может выбрать из нескольких юридически допустимых решений то, которое он считает лучшим в данных обстоятельствах.

    Бывают случаи, когда областные Госгеокадастры, вопреки закону, на основании поданных заявлений о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству относительно земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности, переадресуют  их органам местного самоуправления по месту нахождения участка, с запросами о выражении позиции относительно возможности предоставления разрешения. Такие действия являются нарушением законодательства и должны признаваться в судах противоправными. Одесский апелляционный суд своим решением (дело 815/6309/16) поддержал указанную правовую позицию. Решение сельского совета не может быть основанием для отказа в разработке проекта землеотвода.

    Учитывая специфику, связанную с избранием конкретного способа защиты прав и особенность административного судопроизводства, советуем воспользоваться услугами квалифицированного адвоката. Профессиональный правовой подход в результате поможет сохранить время и приведет к запланированному результату.

    На практике, как на стадии получения разрешения на разработку проекта землеустройства, так на стадии согласования проекта, должностные лица нарушают принципы однозначности и исчерпаемости в своих ответах. То есть для принятия решения в форме уведомления (заключения) есть два альтернативных варианта — об утверждении (предоставление согласия) или об отказе. Причем такой отказ должен быть исчерпывающим, однозначным и обоснованным.

    Сама по себе приватизация, как процедура выделения земельного участка в собственность, является бесплатной. Вместе с тем, она состоит из определенных этапов, за которые устанавливается плата (разработка проекта, административный сбор). Наши юристы и адвокаты готовы безвозмездно помочь защитникам государства в получении земельного участка сельскохозяйственного назначения, а получить компенсацию понесенных расходов и уплату за свои услуги — только после регистрации права собственности на землю. Для этого необходимо заключить договор поручения и предоставить доверенность, в которых предусмотреть взаимовыгодные условия сотрудничества.