• Сегодня очень значительная часть дел в судах, а именно трудовых споров связана с восстановлением на работе. Это касается тех случаев, в которых именно из незаконных оснований освобождают работника. Также, важный аспект — в случае, если в суде будет доказано, что увольнение работника было незаконным, то также выплачивается сумма вынужденного прогула.

    Эта выплата осуществляется согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 N 100 «Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы»: Об исчислении, говорится о расчете из средней заработной платы, который применяется в случаях, в частности, вынужденного прогула согласно п.п. «З» п.1 данного Порядка. Дополнительно в статье 27 Закона Украины «Об оплате труда» указано: «Порядок исчисления средней заработной платы работника в случаях, предусмотренных законодательством, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Для исчисления пенсий средняя заработная плата определяется в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении».

    Государство обеспечивает ежеквартальную подготовку и публикацию статистических данных о средней заработной плате и средней продолжительности рабочего времени по отраслям, группам профессий и должностей, а также ежегодную публикацию данных о стоимости рабочей силы. »

    Важно, что на это обратил внимание Верховный Суд Украины в постановлении от 14.01.2014 №21-395а13 — вынося решения о восстановлении на работе, суд должен решить вопрос о выплате среднего заработка, определив при этом его размер в соответствии с порядком.

    А окончательную позицию по исчислению среднего заработка за время вынужденного прогула, было сформировано в постановлении ВСУ от 23.01.2011 года № 6-87цс11. Суд учитывая нормы Постановления КМУ от 08.02.95 г.. №100 «Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы» (далее — «Порядок») отмечает следующее.

    Среднемесячная заработная плата за время вынужденного прогула работника исчисляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих дню увольнения работника с работы (абз. 3 п. 2 Порядка). Работникам, проработавшим менее двух календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.

    Основой для определения общей суммы заработка, подлежащего выплате за время вынужденного прогула, является среднедневная заработная плата работника. Начисление выплат, исчисляемых из средней заработной платы за последние два месяца работы, производятся путем умножения среднедневного заработка на число рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку (п. 5 раздела IV Порядка).

    Среднедневная (часовая) заработная плата определяется делением заработной платы за два месяца на число рабочих дней (п. 8 Порядка). Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, установленным с соблюдением требований законодательства. (Абз. 3 п. 8 Порядка).

    Средняя заработная плата, определенная законодательством как расчетная величина для начисления выплат, исчисляется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде. Виды выплат, включаемых в расчет средней заработной платы, приведены в разделе III Порядка.

     

     

    Также важно отметить основные положения и позиции по Кодексу законов о труде Украины, которые непосредственно касаются урегулирования вопросов по восстановлении на работе и оснований начисления за вынужденный прогул.

    В статье 40 КЗоТ, указано случаи расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа.

    «…Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом только в случаях:

    1) изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;

    2) выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы, а так же в случае отказа в предоставлении допуска к государственной тайне или отмены допуска к государственной тайне, если исполнение возложенных на него обязанности «связей требует доступа к государственной тайне;

    3) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

    4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

    5) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

    6) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

    7) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

    8) совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) имущества собственника, установленного приговором суда, вступившим в законную силу, или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия;

    10) призыва или мобилизации владельца — физического лица при особого периода;

    11) установления несоответствия работника занимаемой должности, на которую он принят или выполняемой работе в течение испытательного срока.

     

    Также предусмотрены в ст. 41 КЗоТ, дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа с отдельными категориями работников при определенных условиях, а именно:

    1) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации всех форм собственности (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером предприятия, учреждения, организации, его заместителями, а также должностными лицами органов доходов и сборов, которым присвоены специальные звания, и должностными лицами центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах государственного финансового контроля и контроля за ценами;

    1-1) виновных действий руководителя предприятия, учреждения, организации, в результате чего заработная плата выплачивалась несвоевременно или в размерах, ниже установленного законом размера минимальной заработной платы;

    2) виновных действий работника, который непосредственно обслуживает денежные, товарные или культурные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны собственника или уполномоченного им органа;

    3) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;

    4) пребывание вопреки требованиям Закона Украины «О предупреждении коррупции» в прямом подчинении у близкого человека;

    5) прекращения полномочий должностных лиц.

    Отдельно по п. 5 указанной статьи, следует отметить, что данное положение включено совсем недавно. И в ходе введения в действие вызвало определенный резонанс в кругах юристов, адвокатуры и кадровиков. Это предусмотрено в первую очередь для того, чтобы работодатель, а именно владелец предприятия, имел возможность уволить директора, по собственной инициативе. Это делается довольно таки просто — собирается кворум голосов на общем собрании участников общества, которым решено прекратить полномочия. Это соответственно фиксируется в протоколах. В дальнейшем издается приказ об увольнении руководителя, ссылаясь на пункт 5 статьи 41 КЗОТ. Установлена ​​компенсационная гарантия в виде выплаты 5х месячных окладов, при увольнении.

    Также напоминаем, что должностными лицами считается: руководитель, главный бухгалтер (согласно ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины), а также другие лица, которые могут быть отдельно указаны в уставе общества, под категорию «должностное лицо». То есть фактически безосновательно можно уволить только высшее звено управления предприятием, а не любого работника наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

     Важно знать случаи, когда вас увольнять запрещено. Согласно ст. 42 КЗоТ — преимущественное право на оставление на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда.

    При сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой квалификацией и производительностью труда.

    При равных условиях производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

    1) семейным — при наличии двух и более иждивенцев;

    2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

    3) работникам с длительным непрерывным стажем работы на данном предприятии, в учреждении, организации;

    4) работникам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от производства;

    5) участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;

    6) авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений;

    7) работникам, получившим на этом предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;

    8) лицам из числа депортированных из Украины в течение пяти лет со времени возвращения на постоянное место жительства в Украину;

    9) работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава и лиц, проходивших альтернативную (невоенной) службе, — в течение двух лет со дня увольнения их со службы.

    10) работникам, которым осталось менее трех лет до наступления пенсионного возраста, при достижении которого лицо имеет право на получение пенсионных выплат.

    Предпочтение в оставлении на работе может предоставляться и другим категориям работников, если это предусмотрено законодательством Украины.

    Определенное сходство обстоятельств увольнения есть и при несении государственной службы, ведь это тоже трудовые отношения, но с определенной спецификой. Однако общие положения, о приеме, увольнение, выплаты заработной платы, предоставление отпусков, все регулируется законодательством о труде.

    Поэтому далее приводим следующие положения из Закона Украины «О государственной службе». В ч. 1 статьи 87 указанного закона, содержатся следующие положения: «… Основаниями для прекращения государственной службы по инициативе субъекта назначения являются:

    1) сокращение численности или штата государственных служащих, ликвидация государственного органа, реорганизация государственного органа в случае, когда отсутствует возможность предложения другого равноценного должности государственной службы, а в случае отсутствия такого предложения — другой работы (должности государственной службы) в этом государственном органе;

    2) установление несоответствия государственного служащего занимаемой должности в течение испытательного срока;

    3) получение государственным служащим двух подряд отрицательных оценок по результатам оценки служебной деятельности;

    4) совершение государственным служащим дисциплинарного проступка, который предусматривает освобождение … ».

    А согласно ч. 3 ст. 87: «Процедура освобождения государственных служащих на основании п. 1 ч. 1 этой статьи определяется законодательством о труде».

    Также в ч. 4 данной статьи, указано про выходное пособие при увольнении — «в случае увольнения с государственной службы на основании п. 1 ч. 1 этой статьи государственному служащему выплачивается выходное пособие в размере средней месячной заработной платы.».

    Поэтому, на практике приводим яркие и недавние примеры восстановлении на публичной службе. В данном случае должностных лиц органов Национальной полиции Украины.

    1. Гражданин обратился с иском к Главному управлению Национальной полиции в Днепропетровской области с требованиями:

    — признания противоправным и отмене решения (заключения) аттестационной комиссии; отмены приказа Главного управления Национальной полиции в Днепропетровской области в части освобождения истца (С-528264) с должности заместителя на основании аттестационного листа;

    — восстановление лица на службе в полиции в должности заместителя начальника;

    — взыскание из Главного управления Национальной полиции в Днепропетровской области среднего заработка истца в размере 79 800,00 грн. за время вынужденного прогула;

    — допущение немедленного исполнения решения суда в части восстановления истца в должности заместителя начальника — начальника отдела криминальной полиции Днепровского отдела полиции Главного управления Национальной полиции в Днепропетровской области.

    Основными доводами в обоснование требований были: истец вообще не подлежал аттестации, в связи с тем, что находился в должности менее года, а также аттестации не подлежал; в процессе аттестации комиссией противоправно не учтено, что истец временно исполнял обязанности на другой должности; личность истца оценена необъективно, а именно, не учтены положительные характеристики, показатели работы, награды, поощрения.

    Постановлением от 02.06.2017 года по административному делу №804/1565/17 Днепропетровский окружной административный суд удовлетворил частично иск, а именно пересмотрел сумму компенсации за вынужденный прогул. С текстом решения можно ознакомиться по следующей ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/66907508

    1. Гражданин обратился с иском к Главному управлению Национальной полиции во Львовской области с требованиями:

    — признать противоправным и отменить решение топни во Львовской области о включении истца в список полицейских, которые подлежат аттестации, по основаниям, предусмотренным Законом Украины «О Национальной полиции»;

    — признать противоправными и отменить результаты аттестации в форме решения (заключения) аттестационной комиссии ГУНП во Львовской области, оформленное протоколом и заключением аттестационной комиссии;

    — признать противоправным и отменить приказ Главного управления Национальной полиции во Львовской области в части увольнения со службы в полиции за служебного несоответствия по п. 5 ч. 1 ст. 77 Закона Украины «О Национальной полиции» истца;

    — восстановить истца в должности полицейского Галицкого отдела полиции Главного управления Национальной полиции во Львовской области, причислив время вынужденного прогула в выслугу лет

    — обязать ГУНП в Львовской области начислить и выплатить все виды денежного обеспечения за время вынужденного прогула, определенные на день увольнения.

    Основными доводами в обоснование требований, были: решение Аттестационной комиссии Главного управления Национальной полиции во Львовской области, оформленное протоколом о несоответствии истца занимаемой должности и увольнения со службы в полиции за служебное несоответствие является необоснованным, принятым без каких-либо фактов и отражает лишь субъективную мнению членов комиссии, поскольку истец возложены обязанности исполнял надлежащим образом, без нарушений, характеризуется положительно, занимаемой должности соответствует. А также — отсутствие оснований проведения к нему аттестации, а сама процедура аттестации, по мнению истца, проведена с нарушениями.

    Постановлением Львовского окружного административного суда от 9 марта 2017 по административному делу 813/596/17 иск удовлетворен частично. С текстом решения можно ознакомиться по следующей ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/65249320.

    Поэтому, как мы видим, основной причиной, почему восстанавливают на должностях, это элементарное несоблюдение правил и норм процедуры увольнения с должностей, по причинам нарушения порядка осуществления аттестации или освобождения, не принимаются в расчет важные обстоятельства, при проведении аттестации, субъективное или предвзятое отношение аттестационной комиссии к лицу.

    Также тезисно отметим относительно определенных несовершенств Закона Украины «Об очистке власти».

    В ЕСПЧ находится несколько десятков заявлений относительно обжалования люстрации бывших должностных лиц, ожидающих соответствующий рассмотрение.

    Основной причиной для обращения данных лиц является частичное несоответствие данного закона положениям статьи 38 Конституции Украины и ст.25 Международного пакта о политических и гражданских правах 1996 года, которым определено, что каждый гражданин без какой-либо дискриминации должен иметь доступ к государственной службе на общих условиях.

    Очистка власти (люстрация) осуществляется с целью недопущения к участию в управлении государственными делами лиц, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли мероприятия (и / или способствовали их совершению), направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем. Органом на обеспечение проведения проверки является Министерство юстиции Украины.

    Закон о люстрации не соответствует общепризнанным требованиям, «люстрация должна быть основана на принципе индивидуальной (не коллективной) ответственности», несмотря на то, что сам его провозглашает. Более того, фактически он применяет презумпцию виновности.

    Да, достаточно широкого круга лиц мероприятия по очистке власти — то есть, освобождение от занимаемой должности, — применяются автоматически, основываясь лишь на факте занятия ими определенной должности, а не на доказанных в установленном порядке фактах совершения ими серьезных нарушений и соответствующем решении суда.

    В Закон Украины «Об очистке власти» Венецианской комиссией было предоставлено до 2 вывода: это Промежуточный вывод от 16 декабря 2014 и Окончательный вывод от 19 июня 2015 года. В указанных документах Комиссия обратила внимание на большое количество вовсе не технических, а очень концептуальных недостатков Закона — их всего более 15-ти.

    На практике лица, освобожденные из оснований очистки власти удачно пользуясь определенными пробелами в законе, которые были искусственно созданы в профильном комитете ВР.

    Итак, вернемся к главной позиции КЗоТ, которая регулирует вопрос восстановления на работе, не связанной с делегированием и выполнением функций государства.

    Согласно ст. 235 КЗОТ — в случае увольнения без законного основания или незаконного перевода на другую работу, в том числе в связи с сообщением о нарушении требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

    При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогул, но не более чем за один год. Если заявление о восстановлении на работе рассматривается более одного года, не по вине работника, орган, рассматривающий трудовой спор, выносит решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.

    Также, согласно отдельных положений данной статьи, важно указать следующие важные нюансы:

    • в случае задержки выдачи трудовой книжки по вине собственника или уполномоченного им органа работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула;
    • решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом, рассматривающим трудовой спор, подлежит немедленному исполнению.

    Перейдем к процессуальному решению спора, связанного с увольнением с работы. Специфику споров, в понимании юрисдикций: между теми делами, которые рассматриваются в судах общей и административной юрисдикции.

    Это в первую очередь зависит от субъективного состава спорных правоотношений.

    В одних случаях, это споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы согласно п.п. 2. ч. 2 ст. 217 «Юрисдикция административных судов по решению административных дел». То есть в данном случае решается публично-правовой спор.

    Что такое публичная служба? Давайте ближе рассмотрим данный вопрос, и это даст представление о разнице между — обычными трудовыми отношениями, с имеющими признаки делегирования функций государства.

    Итак, согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной службе», государственная служба — это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства.

    В соответствии со статьей 232 КЗоТ — трудовые споры, подлежащие непосредственному рассмотрению в районных, районных в городе, городских или городских районных судах. В местных судах общей юрисдикции рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

    1) работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;

    2) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, указанных в ч. 3 ст. 221 и ст. 222 настоящего Кодекса;

    Процессуальная специфика рассмотрения гражданских дел (трудовых споров) и административных дел (восстановление на государственной службе), и сходство аспектов при рассмотрении.

    О процессуальных аспектах Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС), при рассмотрении дел, связанных со спорными вопросами прохождения, увольнения и восстановлении на публичной службе.

    Согласно ч. 1 ст. 122 КАС «Дела о принятии граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы рассматриваются и решаются в течение разумного срока, но не более двадцати дней со дня открытия производства по делу».

    Следует обратить внимание и на аспект что выполнение решения суда. Согласно п. 2, 3 ч. 1 статьи 256 КАСУ — «..Немедленно выполняются постановления суда о:

    2) присуждении выплаты заработной платы, другого денежного содержания в отношениях публичной службы — в пределах суммы взыскания за один месяц;

    3) восстановление в должности в отношениях публичной службы … ».

    О процессуальных аспектах в Гражданском процессуальном кодексе Украины, при рассмотрении дел, связанных с восстановлением на работе и выплатой средств за вынужденный прогул.

    Согласно ч. 1 статьи 110 ГПК Украины: «иски, возникающие из трудовых правоотношений, могут предъявляться также по зарегистрированному месту жительства или пребывания истца.».

     

    Согласно ч. 2 статьи 120 ГПК Украины, представление копии искового заявления и приложенных к нему документов: «… Правила настоящей статьи о подаче копий документов не распространяются на иски, возникающие из трудовых правоотношений …».

    Дополнительно, согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе»:

    от уплаты судебного сбора при рассмотрении дела во всех судебных инстанциях освобождаются — истцы по делам о взыскании заработной платы и восстановления на работе.

    А о сроках рассмотрения, в статье 157 ГПК Украины, указано, что суд рассматривает дела в течение разумного срока, но не более двух месяцев со дня открытия производства по делу, а дела о восстановлении на работе — одного месяца.

    Также немедленному исполнению подлежат решения, в порядке п. 1 и 4 ч. 1 статьи 367 ГПК Украины — суд допускает немедленное выполнение решений по делам о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника.

    Итак мы видим, что законодатель предоставил надлежащую процессуальную оценку и важность относительно, в частности, ускоренного рассмотрения дел связанных с восстановлением на работе или публичной службе, а также по неотложности исполнения решения.

    Что касается самого исполнения решения суда на практике, после выигранного дела в суде.

    Следовательно, необходимо написать заявление на выдачу исполнительного листа, получить его в суде и идти в государственную исполнительную службу или частного исполнителя. Также, при подаче исполнительного листа для исполнения, следует уплатить авансовый взнос в соответствии с положениями статьи 26 Закона Украины «Об исполнительном производстве». Квитанция соответственно подается с заявлением об открытии исполнительного производства.

    Обращаем внимание, что поскольку решение о восстановлении на работе (и также — о выплате заработной платы за время вынужденного прогула) подлежит немедленному исполнению у работодателя нет перспектив затягивание дела в апелляционной инстанции. Поэтому исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в день принятия решения о восстановлении на работе. Государственный исполнитель обязан возбудить исполнительное производство не позднее следующего дня после получения заявления.

    Владельцу предприятия не стоит тянуть с выполнением решения суда, поскольку могут быть предусмотрены штрафы и взыскания в соответствии с ЗУ «Об исполнительном производстве», также и уголовная ответственность в определенных законом случаях.

    То есть, если вы считаете что ваши права и интересы нарушены при увольнении — мы будем рады вам предоставить юридические услуги надлежащего профессионального уровня, с целью восстановления Ваших прав.

    По материалам Bragar Group