• В основном для руководителей (управленцев) предприятий, учреждений, организаций вопрос увольнения возникает неожиданно, а последующее прекращение трудовых правоотношений не всегда носит законный и предсказуемый характер. На практике одной из причин по которой процедура увольнения такого работника отличается от процедуры увольнения работника среднего звена является наличие весомых прав и полномочий, которые могут быть использованы не в интересах работодателя. При таких условиях со стороны работодателя неоднократны случаи грубого нарушения законодательства, как следствие судебные дела о восстановлении на работе и компенсации средней заработной платы за время вынужденного прогула. Именно поэтому в этой статье сделаем попытку провести анализ действующего законодательства и осветить правовые аспекты процедуры увольнения и отстранения от выполняемой работы руководителя предприятия, учреждения, организации.

    Юридический статус руководителя (директора) юридического лица в правоотношениях со своим работодателем обязывает последнего применять, как нормы корпоративного права, так и нормы трудового права. Относительно лица, занимающего должность руководителя предприятия, с начала выполнения своих трудовых обязанностей, должна быть проведена государственная регистрация изменений в сведениях о юридическом лице и издан приказ (распоряжение) о начале исполнения обязанностей. В дальнейшем между сторонами заключается трудовой договор. Такое соглашение может быть устным или письменным, а письменное в виде контракта.

     

    Согласно ст. 21 Кодекса законов о труде Украины установлено, что особой формой трудового договора является контракт. Сфера применения контракта определяется законами Украины. Это означает, что только законами Украины определяются те трудовые правоотношения, которые обязательно оформляются в виде контрактов. И очевидно, что последствие факта не заключения «обязательного» трудового контракта должен устанавливаться в тех же законах. Для примера согласно ст. 15 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» установлено, что работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют обслуживание пассажиров, трудоустраиваются на предприятия пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования по контрактной форме трудового договора.

    Согласно ст. 99 Гражданского кодекса Украины установлено, что общее собрание общества своим решением создает исполнительный орган и устанавливает его компетенцию и состав. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких лиц. В случае формирования исполнительного органа из одного человека, с учетом требований «Классификатора профессий ДК 003:2010» (вступил в силу с 01.11.2010г.) В рамках рассматриваемого вопроса, в том числе касается работников такой профессии как: 1210.1 Руководители предприятий, учреждений и организаций.

    Форма собственности такого предприятия может быть, как государственная, так и частная. В той же статье Гражданского кодекса сказано, что члены исполнительного органа могут быть в любое время отстранены от исполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определены основания отстранения членов исполнительного органа от исполнения своих обязанностей.

     

    На практике возникает вопрос: «что будет правильным устранить или уволить директора предприятия»? По нашему убеждению в данном случае можно говорить о взаимодополняющей регуляции данных правоотношений, как нормами корпоративного, так и трудового права. В отдельных случаях нормы трудового права могут дополнительно содержаться в специально-правовых статьях. Например ст. 30 Закона Украины «О государственной службе»: кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае: несоблюдения связанных с прохождением государственной службы требований, т.е. нарушение ограничений, предусмотренных Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». А нормы корпоративного права — в уставах, положениях, учредительных договорах, трудовых договорах и др.. предприятий, учреждений, организаций.

     

    Согласно абз.5 ст. 43 Конституции Украины установлено, что гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. Согласно ст. 36 Кодекса законов о труде Украины установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения трудового договора. А статьи 40 и 41 Кодекса законов о труде Украины устанавливает основные и дополнительные (для отдельных категорий) основания расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа.

    Таким образом понятие «освобождение» и «устранения» руководителя юридического лица являются взаимодополняющими, только полное, последовательное и правомерное соблюдения обеих процедур является основанием для того, чтобы утверждать, что с работником законно прекращены правоотношения использования наемного труда.

     

    В контексте проблематики следует обратить внимание на решение Конституционного суда Украины по делу № 1-2/2010 об официальном толковании ч. 3 ст. 99 Гражданского кодекса Украины от 12.01.2010р. Согласно п. 3.2. решения отмечено, что устранение членов исполнительного органа общества от исполнения обязанностей (часть третья статьи 99 Гражданского кодекса) или отстранения председателя исполнительного органа общества от исполнения полномочий (абз. 1 ч. 2 ст. 61 Закона Украины «Об акционерных обществах») по своей правовой природе, предметом регулирования правоотношений и правовым последствиям отличается от отстранения работника от работы на основании ст. 46 Кодекса законов о труде. Именно поэтому возможность уполномоченного органа общества отстранить члена исполнительного органа от исполнения им обязанностей содержится не в предписаниях Кодекса законов о труде, а в ст. 99 Гражданского кодекса, т.е. не являются предметом регулирования нормами трудового права.

    Такое толкование Конституционного суда Украины является дополнительным аргументом того, что процедуры увольнения и отстранение есть одновременно разными, но взаимодополняющими. То есть они не создают коллизии, а обязывают при правоприменении действовать более широко.

    Относительно специальных норм права в области трудового права, которыми законодатель создает «особую» обязательную процедуру прекращения трудовых правоотношений, среди других можно вспомнить о Постановление Кабинета Министров Украины от 26.06.2007г. N880 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов, связанных с назначением на должности и увольнение с должностей руководителей органов исполнительной власти, правительственных органов, государственных предприятий и их объединений».

    Не смотря на то, что сегодня постановление утратило силу, но раньше было значимым в разрезе рассматриваемого вопроса. Согласно п.1. постановления указано следующее: данный Порядок применяется при рассмотрении вопросов: назначение на должность и освобождение от должности … руководителей государственных предприятий и объединений таких предприятий …; п.8. Предложение о назначении на должность и освобождение от должности или о согласовании назначения на должность и освобождение от должности вносится: в отношении руководителей предприятий — членами Кабинета Министров Украины. п.13. В случае внесения предложения об освобождении от должности в представлении обосновываются причины невозможности пребывания лица на занимаемой должности. К представлению прилагаются проект решения об увольнение с должности, завизирован руководителем соответствующего органа, заявление лица об увольнении по собственному желанию или объяснения лица, которое увольняют за нарушение трудовой дисциплины, в случае необходимости — материалы служебного расследования, медицинская справка, другие документы, непосредственно касающиеся дела.

     

    Относительно специальных норм корпоративного права, то неоднозначным вопросом остается законность попытки собственника юридического лица устанавливать в уставе, учредительном договоре и др.. предприятия, учреждения, организации особые «нетипичные» основания для прекращения трудовых правоотношений. Считаем обязательным то, чтобы такие основания для увольнения (отстранения) работника корреспондировались с существующими законами Украины о правах человека. Ведь согласно ст. 13 Гражданского кодекса Украины установлено, что при осуществлении своих прав лицо обязано воздерживаться от действий, которые могли бы нарушить права других лиц. При осуществлении гражданских прав лицо должно соблюдать моральные основы общества.

    Поэтому основание для увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации, которое выразилось в желание работодателя, чтобы такой человек приступал к работе исключительно в юбке установленной длины – будет незаконным.

    Таким образом, необходимо подчеркнуть, что увольнение и отстранение руководителей предприятий, учреждений и организаций — широко регламентированая процедура, требующая соблюдения работодателем ряда аспектов. А как уже отмечалось, несоблюдение установленного порядка прекращения трудового договора влечет за собой судебный спор о восстановлении на работе и компенсации средней заработной платы за время вынужденного прогула.