• Почти каждый желающий приобрести в собственность авто, задумывался над вариантом покупки авто за рубежом с возможностью пригнать авто, пользоваться им и не платить за растаможку. Интернет пестрит советами и предложениями типа: как купить авто за границей при этом избегая любых таможенных платежей при пересечении границы.
    Однако сразу возникают вопросы: Какие способы передвижения на нерастаможенных авто по территории Украины существуют? Насколько это законно? Не случится ли так, что после такой покупки владелец останется без денег и машины?
    Сразу можно сказать, что на нерастаможенные авто в Украине ездить можно. Однако существует ряд законодательных требований, несоблюдение или нарушение которых может привести к применению санкций и несения ответственности виновным лицом.
    Также следует отметить, что нормы украинского законодательства писаны таким образом, чтобы максимально не дать гражданину Украины возможности избежать процедуры растаможивания иностранного транспортного средства.
    Мы же проанализируем три основных способа передвижения на нерастаможенные авто в Украине с уверенностью в законности таких действий.

    Способ 1. «Приобретение» гражданином Украины нерастаможенного авто у владельца-иностранца (например — поляка) с необходимостью каждые 5 суток пересекать государственную границу в зоне деятельности одной таможни (не путать с пунктом пропуска через государственную границу) или каждые 10 дней, в случае пересечения границы в зоне деятельности другой таможни.
    Сама процедура «приобретения» осуществляется, как правило, на территории страны, в которой зарегистрирован автомобиль и не является стандартной, так как сделка не сопровождается заключением договора купли-продажи, а поэтому вы не становитесь в таком случае владельцем авто, а только получаете право пользования от имени владельца. Документами, которые подтверждают ваше право пользования данным автомобилем является: заверенная в установленном законом порядке доверенность выдана гражданину Украины автовладельцем-иностранцем и техпаспорт на авто. По стоимости и процедуры оформления данных документов, то она определяется по вашей договоренности с собственником-иностранцем. Вариантов, таких договоренностей множество, сумма оформление документов может входить в стоимость авто или быть определена отдельно. В любом случае вы заранее договаривайтесь с владельцем машины о порядке и денежные затраты на оформление такой сделки.
    О необходимости регулярного пересечения государственной границы, то это обусловлено следующим. Для того чтобы не осуществлять уплату таможенных платежей (растаможка), авто помещается в режим транзитных перевозок, к которому применяются сроки транзитных перевозок определены статьей 95 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI, а именно, пересечение границы каждые 5 и 10 дней .
    Стоит отметить, что к срокам транзитной перевозки автомобиля на иностранных номерах, не включается время связано с попаданием автомобиля в аварию или время действия обстоятельств непреодолимой силы, при этом владелец авто должен срочно сообщить ближайший орган Государственной фискальной службы об обстоятельствах происшествия и местонахождение автомобиля, а также принять все необходимые меры по сохранению авто и недопущения любого его использования — согласно статье 192 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI.
    Под аварией следует понимать повреждения, выход из строя и разрушения, которые произошли с техногенных (конструктивных, производственных, технологических, эксплуатационных) или естественных причин. Под действием непреодолимой силы следует понимать: стихийное бедствие, военные действия или чрезвычайное положение в регионе, зафиксирован в установленном законом порядке факт совершения преступных действий третьими лицами, другие обстоятельства или события.
    Сообщение осуществляется путем подачи в ближайший орган ГФС (лучше до таможни, но законом не уточняется) заявления и документов, подтверждающих факт превышения сроков транзитных перевозок (справок из полиции, суда, больницы, спасательной службы и т.д.).
    В случае, если сроки транзитной перевозки были превышении без должных на то оснований, то на нарушителя таможенных правил ждет ответственность предусмотрена статьей 470 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI. Так, ему может грозить предупреждение или штраф от 170 до 8500 грн., Все зависит от времени на который был превышен срок транзитных перевозок.
    Закон Украины «О Национальной полиции» не содержит норм, которые давали бы право полицейским контролировать соблюдение таможенных правил а также останавливать транспортное средство только потому, что он на иностранной регистрации. Поэтому правоохранители не могут привлечь автовладельца к ответственности за езду на иностранных номерах. Однако между органами Государственной фискальной службы и Национальной полицией осуществляется автоматизированный обмен информацией о транспортных средствах, пересекающих границу Украины. В том числе и по таможенному оформлению и государственной регистрации таких автомобилей. Поэтому полиция может зафиксировать нарушение и передать эту информацию таможни, которая и выносит постановления о нарушении таможенных правил.
    Подытоживая данный способ передвижения на нерастаможенные авто, следует сказать, что он лучше подходит — жителям приграничных регионов, чья деятельность связана с частыми поездками в соседнее государство и является неудобным — всем тем, для кого расстояние до соответствующих пунктов пропуска является весьма значительной чтобы делать такие регулярные поездки для «отметки».

    Примечание! Пункт пропуска через государственную границу (далее — ПП) — специально выделенная территория на автомобильных станциях с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляются пограничный, таможенный и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества.
    Более детальное определение приводится в Постановлении КМУ «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу и пункты контроля» № 751 от 18.08.2010.
    По четкого законодательного определения понятия «таможня», то такого не существует. Данное понятие приводилось в редакции Таможенного кодекса Украины от 11.07.2002 года (в настоящее время утратил силу) из которого можно узнать, что таможня является таможенным органом, который непосредственно обеспечивает выполнение законодательства Украины по вопросам таможенного дела, взимания налогов и сборов и выполнения других задач , возложенных на таможенную службу Украины.
    С 2014 года в Украине действует Государственная фискальная служба Украины (далее ГФС), на которую и возлагаются задачи по реализации государственной политики в сфере государственного таможенного дела.
    С принятием новой редакции Таможенного кодекса нормотворец не урегулировал вопрос относительно предоставления четкого определения понятию «таможня», однако применяет данный термин в положениях нового Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI.
    Согласно содержания Положения о создании «территориальных» таможен, которые утверждаются приказами ГФС, например, приведем Положение о Львовскую таможню ГФС, можно понять, что таможней является территориальный орган ГФС Украины, который подчиняется ГФС и обеспечивает реализацию полномочий ГФС в зоне своей деятельности.
    Делаем вывод, что в зоне деятельности одной таможни может действовать несколько ПП и если вы хотите пересекать государственную границу каждые 10 дней, то должны не просто въезжать и выезжать через различные ПП, а делать это через пункты пропуска разных областей Украины, поскольку зона деятельности одной таможни, в большинстве случаев, соответствует территории конкретной области Украины! (Например, въезжать через ПП Львовской области, а выезжать за ПП Волынской).
    Информацию о перечне таможен и зоны их деятельности можно узнать по ссылке: http://sfs.gov.ua/zakonodavstvo/mitne-zakonodavstvo/nakazi/63374.html
    Перечень пунктов пропуска через государственную границу можно узнать по ссылке: http://dpsu.gov.ua/ua/Perelik-punktiv-propusku

    Способ 2. Временный ввоз гражданином-нерезидентом (имеется в виду, когда вы имеете паспорт другого государства) на таможенную территорию Украины автомобиля для частного использования сроком на один год.
    Обязательным условием допуска указанных транспортных средств к временному ввозу на таможенную территорию Украины является регистрация такого авто в уполномоченных органах иностранных государств, что подтверждается соответствующим документом. — Согласно статье 380 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI.

    Примечание! В Украине действует принцип единого гражданства, который закреплен статьей 4 Конституции Украины.
    Однако, прямого запрета двойного гражданства отечественное законодательство не имеет и этим пользуются жители приграничных регионов. Так из-за пробелов украинского законодательства жители соседней с Венгрией Закарпатской области, из-удовольствием используют все преимущества гражданства страны-члена Европейского Союза.

    Кстати существует и другой вариант, когда авто завозится нерезидентом для частного использования, при этом право управлять автомобилем перепоручается гражданину Украины. Такой способ также имеет место на существование, поскольку право пользоваться нерастаможенным авто гарантируется Конвенцией о временном ввозе от 26.06.1990 (ратифицирована Украиной в 2004 году)., Однако следует соблюдать определенные требования.
    Так, статья 2 главы II приложения С к Конвенции о временном ввозе (далее — Конвенция) определяет, что пользоваться правом на временный ввоз могут транспортные средства коммерческого или частного использования.
    Статья 1 главы и приложения С к Конвенции определяет понятие «транспортного средства», а также термины «коммерческое использование», «частное использование», несколько вступают в противоречие с подобными определениями предоставленными пунктами 58, 59 и 60 части первой статьи 4 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI. Так в Таможенном кодексе «транспортные средства частного использования» определяются как «транспортные средства личного пользования», а потому возникает вопрос относительно того, какой срок применять?
    Часть 3 статьи 1 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI говорит нам, что если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и другими законами Украины , применяются правила международного договора Украины. Поэтому приходим к выводу, что нужно применять термины и понятия наведении в Конвенции.
    В ст. 5 гл. ІІІ п. С к Конвенции о временном ввозе отмечается, что транспортные средства частного пользования должны быть зарегистрированы на территории, не является территорией временного ввоза, на имя лица, или проживающему за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, которые постоянно проживают на такой территории. Из содержания этой нормы можно сделать категорического вывода, что гражданин Украины не имеет права пользоваться автомобилем переданным ему иностранцем. Однако, статья 7 гл. ІІІ п. С этой Конвенции говорит о следующем «транспортные средства частного использования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза. Каждая Сторона может позволить такое использование лицом, постоянно проживающим на ее территории, особенно если она использует его имени и в соответствии с инструкциями пользователя права временного ввоза ».
    Отсюда следует, что собственник-иностранец (пользователь права на временный ввоз) выписав доверенность на авто гражданину Украины, выдав ему техпаспорт, уполномочивает последнего использовать авто от своего имени в течение одного года.
    Однако, в судах Украины появляется все больше дел о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении таможенных правил, выявленных в результате проверки таможней по информации предоставленной сотрудниками полиции.
    Какие же нарушения фактически могут быть инкриминируемые пользователям иностранных транспортных средств при ввозе последних для (частного использования) личного пользования?
    Прежде всего говорят о превышении срока временного ввоза или временного вывоза транспортного средства (ст. 481 Таможенного кодекса Украины, предупреждение или штраф от 850 до 17000 грн.).
    Некоторые считают, что можно заплатить один раз штраф и ездить потом всю жизнь, ведь согласно ст. 61 Конституции Украины никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
    Но судебная практика Украины уже сейчас указывает на то, что к виновному в нарушении условий временного ввоза также могут быть применены другие нормы, например, ч. 2 ст. 469 или ст. 485 Таможенного кодекса Украины.
    Что касается ч. 2 ст. 469 ТК Украины, она предусматривает ответственность за неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не завершено, или с товарами, находящимися на временном хранении под таможенным контролем, в том числе пользование или распоряжение ими без разрешения органа доходов и сборов, влечет за собой штраф до 17000 грн. Однако в Решении Конституционного Суда Украины № 1-рп / 2015 от 31.03.2015р. последний дал толкование, пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 469 ТК Украины. В том числе, потому, что режим временного ввоза вообще не указано в диспозиции данной правовой нормы. Поэтому на данный момент ч.2 ст. 469 ТК не может быть применяться к нарушителям режима временного ввоза. Но это вовсе не означает, что им не грозит вообще никакой ответственности.
    Анализ статьи 485 Таможенного кодекса Украины свидетельствует о том, что за действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, предусматривается штраф в размере 300% от неуплаченных платежей , к которым относится пошлина, акцизный налог и налог на добавленную стоимость. Общая сумма платежей в любом случае будет очень значительным и многократно превысит стоимость автомобиля. На данный момент в практике судов уже есть случаи привлечения пользователей нерастаможенных автомобилей, ввезенных в режиме временного ввоза и переданных другим лицам, по этой статье (например, постановление Одесского апелляционного административного суда от 22.06.2016 года по делу № 521/186/16-а), и суммы штрафов составляют сотни тысяч гривен.
    Однако в результате уплаты штрафов в указанном размере никто не растаможивает авто, а только несет ответственность за допущенное правонарушение, поскольку согласно ч. 2 ст. 464 ТК Украины уплата штрафа, если при этом не применяется наказание в виде конфискации транспортных средств, указанных в пункте 3 статьи 461 Таможенного кодекса Украины, не освобождает лицо, совершившее нарушение таможенных правил, от уплаты таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом . Чтобы растаможить авто, придется заплатить еще 100% (то есть, всего 400% стоимости налогов и сборов), и следует помнить о том, что на территорию Украины можно ввезти авто, только если оно будет соответствовать стандарту Евро-5. Иначе человек не сможет зарегистрировать его и получить государственные номера даже после уплаты всех таможенных платежей.
    Также следует упомянуть и об уголовной ответственности. Статья 212 Уголовного кодекса Украины — уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), скорее всего, будет применяться автоматически в случае, если общая сумма неуплаченных платежей за растаможку авто достигнет уровней, определенных настоящей статьей (то есть от 800 тыс. грн .). Будет происходить «автоматическое» возбуждения уголовных производств по результатам сдачи протоколов о нарушении таможенных правил или актов документальных невыездных внеплановых проверок о неуплате налога и сбора за ввоз авто, которое нарушило условия транзита или временного ввоза.

    Способ 3. Официальное оформление автомобиля за границей на гражданина Украины, который является работником иностранной компании. Таким образом он приобретает право пользования транспортным средством в Украине без обязательного пересечения государственной границы в течение одного года.
    При этом, все выглядит таким образом, что вы, как работник соответствующей иностранной компании передвигаетесь Украины, официально находясь в длительной командировке. Также такой гражданин должен учесть, что каждый пересечение границы будет сопровождаться необходимостью оформления визы с предыдущим продлением срока действия трудового договора (контракта) и переоформлением доверенности с компанией владельцем автомобиля.
    Следует помнить и то, что «приобретя» таким образом автомобиль вы не становитесь его законным владельцем, а получаете только право временного использования, а потому продать вы его тоже не сможете (юридическим владельцем такого авто является иностранная компания).
    Как отмечалось в предыдущем способе, так и в данном случае статья 7 главы ІІІ приложении С к Конвенции дает право гражданину Украины, как работнику иностранной компании, пользоваться соответствующим автомобилем, но только в случае наличия у гражданина разрешения пользоваться правом на временный ввоз и осуществлять свою деятельность в пользу и в соответствии с инструкциями пользователя права временного ввоза, то есть, соответствующей компании.
    Поэтому при заключении гражданином Украины соответствующего трудового договора (контракта) с иностранной компанией следует учесть и прописать в условиях контракта соответствующие положения о том, какой порядок трудовых отношений существует между гражданином и компанию, и в зависимости от вида транспортного средства, в какой форме будет осуществляться его использования (коммерческое или частное).
    Также законодательством большинства стран определяет обязанность по уплате налогов с работников компании и транспортных средств зарегистрированных на соответствующую фирму (например, в Польше являются обязательными: налог с физических лиц, НДС, налог на транспортные средства и другие).
    Поэтому следует быть осторожным, чтобы не столкнуться с серьезными проблемами и не попасть в такую ситуацию, когда компания-владелец автомобиля может «случайно» исчезнуть и не заплатить налоги.
    Ваше трудоустройство должно быть в соответствии с нормами трудового законодательства соответствующей страны, а деятельность компании-владельца автомобиля не должна иметь признаков фиктивности, поскольку за это в большинстве зарубежных странах предусматривается ответственность.
    К сожалению, в данный момент имеющиеся первые звоночки из Литвы о юристах — аферистах, которые становятся собственниками таких компаний с многочисленным штатом наших земляков откомандированных в Украину на литовских номерах. В дальнейшем юристы, которые фактически становятся владельцами таких автомобилей требуют от псевдо рабочих откупную сумму. К сожалению, закон на их стороне. Поэтому советуем, если и ввязываться в подобную историю, это не только в роли рабочего такой фирмы, а и единственного владельца или совладельца с другими украинскими гражданами.
    Вариант с регистрацией иностранной фирмы гражданином Украины зависит от внутреннего законодательства страны регистрации. Выбрав такой путь, вы полностью оберегаете себя от неприятных ситуаций с тем, что Вас вдруг кто-то «кинет», так как в данном случае Вы есть полностью ответственным за деятельность своей компании и таким образом обязанность по уплате налогов полностью ложится на ваши плечи. К тому же, чтобы работа вашей фирмы не имела признаков фиктивности, Вы должны реально заниматься определенным видом деятельности.
    Стоимость регистрации собственной компании (например в Польше) гражданином Украины может быть разной и зависит от того, вы сами осуществлять процедуру регистрации или приобщитесь поддержкой профессионального юриста (юридической фирмы). Если это второй вариант, то средняя стоимость такого рода услуг на рынке около 800 евро.
    Наиболее распространенной организационно-правовой формой, которую выбирают при регистрации является Частный предприниматель или ООО (Общество с ограниченной ответственностью). От выбора формы зависит размер уставного капитала (для ООО в Польше составляет 5000 злотых, то есть около 1200 евро), а также стоимость услуг нотариуса, который будет осуществлять регистрацию. Например, чтобы зарегистрировать ООО в Словакии необходимо будет внести уставной капитал не менее 5000 евро и существуют ограничения на лицо — директора компании. Ведь им может быть только гражданин Словакии или нашего государства получив при этом разрешение на временное место жительства.
    К тому же следует учесть расходы, которые будут в процессе деятельности (налоги, расходы на бухгалтерские услуги, за предоставление почтового адреса и т.д.). Выбор данного способа для передвижения на нерастаможенном авто, может быть в итоге экономически невыгодным.
    Подводя итог, отметим, что это основные существующие способы передвижения автомобилем на иностранных номерах по территории Украины. Конечно вариантов, как избавить себя от чрезмерных расходов и не совершать процедуры растаможивания авто может быть больше и все зависит от изобретательности и юридической «подкованности» граждан, желающих ездить на иностранном автомобиле. Однако следует помнить, что и санкций в украинском законодательстве за нарушение таможенных правил тоже достаточно. Твердо убеждены, что обществу не нужно придумывать схемы в обход требований о растаможивании — обществу нужно требовать упрощения и удешевления процедуры растаможивания.