• В последнее время политика государства нацелена на открытость и гласность. Наряду с другими новеллами был открыт доступ в реестр прав на недвижимое имущество и его обременений. Такие изменения были введены с вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции» 6 октября 2015 года.

    Идея данного закона понятна и проста. Для получения сведений о всём недвижимом имуществе, достаточно зарегистрироваться в кабинете электронных сервисов и за символическую плату можно получить информацию о владельце имущества или о всём имуществе конкретного лица.

    В последнее время политика государства нацелена на открытость и гласность. Наряду с другими новеллами был открыт доступ в реестр прав на недвижимое имущество и его обременений. Такие изменения были введены с вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции» 6 октября 2015 года.

    Идея данного закона понятна и проста. Для получения сведений о всём недвижимом имуществе, достаточно зарегистрироваться в кабинете электронных сервисов и за символическую плату можно получить информацию о владельце имущества или о всём имуществе конкретного лица. Открытие данного реестра для публичного доступа направлена на ускорение судебных разбирательств и оптимизацию времени при исполнительных производствах (когда для подтверждения права собственности достаточно нескольких минут без необходимости подачи официальных запросов к держателям реестра).

    На первый взгляд предоставления публичности данному реестру имеет множество преимуществ, однако сама процедура получения сведений оставляет желать лучшего и создает довольно много путаницы о действительной принадлежности имущества конкретным лицам. Такие ошибки работы реестра являются потенциально угрожающими для принятия правосудных решений.

    Для начала необходимо раскрыть процессуальное значение выдержек, информационных справок и выписок, которые можно получить путем запроса в кабинете электронных сервисов. Для введения действенности и избежание декларативности, создано достаточно широкую базу подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с получением выписок, справок и выписок из реестра прав на недвижимое имущество и их обременений.

    Так в силу Постановления Кабинета Министров Украины от 26.10.2011 г.. № 1141 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра прав на недвижимое имущество» пункта 46 определено, что выдержка, информационная справка, выписка из Государственного реестра прав, формируется на основании сведений, содержащихся в нем, с присвоением индексного номера, фиксацией даты и времени формирования. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 18.03.2015 г.. No 137 «Некоторые вопросы упрощения порядка предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений» в пункте 1 указано — установить, что решение государственного регистратора, выписку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, полученные в электронной и бумажной форме с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество, имеют одинаковую юридическую силу.

    Фактически законодатель приравнивает юридическую силу выдержек о регистрации права собственности на недвижимое имущество и их обременений, полученных в кабинете электронных сервисов к свидетельству о праве собственности, выданного государственным регистратором, на котором стоит печать соответствующего регистратора.

    Вот тут и начинают возникать проблемы для рядовых граждан. Так поиск в данном реестре ведется по трем критериям:

    1. Фамилия, имя и отчество, лица в отношении которого ведется поиск;
    2. Индивидуальный налоговый номер данного лица;
    3. Паспортные данные соответствующего лица;

    Проблема заключается в том, что в силу несовершенства формирования поисковой системы сам поиск ведется не за объединением указанных критериев запросов (когда выдается результаты только для лица с указанным именем, ИНН и паспортным данным), а по всем указанным критериям отдельно с общим результатом в его совокупности.

    Например, в г. Киеве проживает Иванов Иван Иванович, который по решению суда должен выплатить кредитору определенную сумму средств. Иванов Иван Иванович данную сумму добровольно не выплачивает, поэтому принимается решение о наложении ареста на его недвижимое имущество. Для выявления его недвижимого имущества формируется запрос с помощью кабинета электронных сервисов kap.minjust.gov.ua, в котором указывается имя должника, его ИНН и паспортные данные. Однако в ответ на данный запрос приходит информация, касающаяся всех Ивановых Иванов Ивановичей, проживающих на территории Украины и которые имеют недвижимое имущество. В самом же извлечении не указывается, кому именно принадлежит то или иное имущество, которое указано в нем, а дается только список всего имущества, которое принадлежит всем людям с одинаковой фамилией, именем и отчеством с запрашиваемым лицом. Хотя необходимо отметить, что в начале такой выписки или информационной справки указывается, что такое имущество принадлежит не просто Иванову Ивану Ивановичу, а именно Иванову Ивану Ивановичу с ИНН и паспортными данными, которые были в параметрах поиска.

    В дальнейшем ситуация складывается следующим образом. Исходя из выше приведенных нормативных актов, такие выдержки имеют юридическую силу и для суда они являются подтверждением права собственности должника. Поэтому суд на полностью законных основаниях выносит решение о наложении ареста на все имущество должника и в резолютивной части перечисляет то имущество, которое указано в справке. На самом деле не исключено, что не все имущество принадлежит должнику.

    Таким образом, другое лицо, которое не имеет отношения к должнику, получает арест на свое недвижимое имущество. И для снятия такого ареста ему необходимо обратиться в тот орган, который наложил такой арест с исковыми требованиями. Что осложняется длительным сбором доказательных документов в подтверждение права собственности на такое арестованное имущество и уплатой судебного сбора. Данная процедура может затянуться на годы. Причем игнорируется главный конституционный принцип о нерушимости частной собственности.

    Также данная проблема проявляется не только во время судебного разбирательства и наложении арестов. Так выдержками из реестра прав на недвижимое имущество и их обременений пользуются и органы Государственной фискальной службы Украины при начислении налогов на недвижимое имущество. Поэтому довольно часто бывают аналогичные случаи, когда выдержка из реестра прав на недвижимое имущество на запрос по конкретному лицу выдает все имущество людей, с одинаковыми фамилиями и именами. На практике довольно часто бывают случаи, когда налоговые органы направляют в порядке ст. 58 Налогового кодекса Украины налоговое уведомление-решение с требованием об уплате суммы налогового обязательства, а именно налог на недвижимое имущество.

    Прежде всего, в таком случае, когда человек получил такое налоговое уведомление-решение нужно обратиться непосредственно в органы фискальной службы или в суд с требованием об отмене такого решения. Если его не отменить, то возможным последствием будет взыскании налогов за другое лицо в принудительном порядке. Также довольно часто имеют место случаи, когда налоговики, зная недостатки открытого реестра прав, начинают в «телефонном режиме» опрашивать потенциальных плательщиков об имеющемся у них имущество. Данные факты имеют место в провинциальных районах с небольшим количеством жителей. Такие опросы в «телефонном режиме» являются незаконными, кроме того не предусмотрены действующим законодательством. Поэтому мы советуем не предоставлять информацию, даже налоговикам, в телефонном режиме. В случае получения такого решения-уведомления о взыскании налога на имущество, которого у Вас нет обратиться к квалифицированным специалистам за помощью в обжаловании данного решения.

    Поэтому подытоживая вышесказанное необходимо отметить о необходимости, усовершенствования нового введенного инструмента по предоставлению информации о регистрации прав на недвижимое имущество и его обременений, во избежание нарушения прав граждан.