• 28.12.2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». Данным законом внесены существенные изменения в налогообложения жилищной и нежилой недвижимости с 01 января 2015 года. Базой налогообложения является общая площадь объекта жилищной и нежилой недвижимости, в том числе их частей. Ставка налога за 1 кв. м общей жилищной и нежилой недвижимости для физических и юридических лиц устанавливается в размере, который не превышает 2% минимальной заработной платы в год, или приблизительно 24,36 грн.(минимальный размер оплаты труда состоянием на 1 января 2015 года — 1218 грн. в месяц). Закон предусматривает льготы из уплаты налога на недвижимость для физических лиц. В частности, база налогообложения квартиры уменьшается на 60 кв. м, дома — на 120 кв. м.. В случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика разных типов объектов жилищной недвижимости база налогообложения уменьшается на 180 к.м..

     

    Местные советы могут увеличивать установленный предел жилищной недвижимости, на который уменьшается база налогообложения, а также определять льготы из налога на жилищную недвижимость для физических лиц в зависимости от уровня доходов и имущественного состояния.

    То есть предположим, что физическое лицо имеет в собственности две квартиры в Киеве суммарной общей площадью 250 кв.м. и домик в деревне площадью 25 кв.м.. При таких условиях, руководствуясь п.п. в) п. 266.4.1. Закона база налогообложения будет уменьшена на 180 кв.м.. То есть от совокупного размера площади 275 кв.м. вычитаем 180 кв.м., получаем 95 кв.м..

    При наличии у плательщика только квартир, база уменьшалась на 60 кв.м.. Является очевидным, что для налогоплательщиков очень выгодно иметь «домик в деревне». Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый налоговый(отчетный) период(год).

    Также с точки зрения налоговой оптимизации является важным законодательное предписание о возможности сельских, поселковых, городских советов увеличивать установленный предел жилищной недвижимости, на который уменьшается база налогообложения, установленная этим подпунктом. Кроме того местное самоуправление может предоставлять дополнительные льготы в отношение уплаты налога на жилищную недвижимость для лиц с учетом их имущественного состояния и уровня дохода.

    Является очевидным тот факт, что станет очень выгодно приобрести «домик в деревне» с учетом того, что сельский голова может способствовать в налоговой оптимизации, как за счет увеличения размера площади, которая не облагается налогом, так и за счет установления дополнительных льгот, например, в случае получения минимальной заработной платы.

    Льготы относительно налога для физических лиц не предоставляются на объект налогообложение, если его площадь превышает пятикратний размер необлагаемой площади, утвержденной решением органов местного самоуправления, а также на объекты налогообложения, которые используются с целью получения доходов.

    Не подлежат налогообложению здания детских домов семейного типа, общежития, жилищная недвижимость непригодная для проживания, в частности, в из-за аварийного состояния, а также жилье, которое принадлежит детям-сиротам, детям, лишенных родительской заботы, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (родителями), но не больше одного такого объекта на ребенка.

    Не есть объектом налогообложение нежилая недвижимость, которая используется субъектами ведения хозяйственной деятельности малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в малых архитектурных формах (МАФ) и на рынках; здания промышленности, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности, а также объекты жилищной и нежилой недвижимости, что находятся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.

    Для владельцев коммерческой недвижимости такое законодательное определение очень выгодным, так как оно не содержит ни одной детализации. Если буквально объяснять норму закона, то можно сделать вывод, что владельцы зданий промышленности и сельскохозяйственного производства освобождении от уплаты налога.

    Для примера, если юридическое или физическое лицо имеет в собственности складские помещения, которые передало в аренду под размещение цеха производства электроприборов. Или же помещение частных котельных, которые производят тепловую энергию для потребителей. Будут ли в данном случае они плательщиками налога. А цена вопроса немалая, ведь площади могут быть от 1000 до 10000 кв.м..

    Государственный Комитет Украины по стандартизации, метрологию и сертификации 17.08.2000р. приказом №507 утвердил«Государственный классификатор зданий и сооружений». ДК БС предназначенный для использования органами центральной и местной исполнительной и законодательной власти, финансовыми службами, органами статистики, и всеми субъектами(юридическими и физическими лицами) ведения хозяйственной деятельности в Украине.

    Согласно кода 1251 «Здания промышленности» класс включает в себя: здания предприятий машиностроения и металлообрабатывающей промышленности, здания предприятий черной металлургии, здания предприятий химической и нефтехимической промышленности, здания предприятий легкой промышленности, здания предприятий пищевой промышленности, здания предприятий медицинской и микробиологической промышленности, здания предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, здания предприятий строительной индустрии, строительных материалов и изделий, стеклянной и фарфорофаянсовой промышленности здания других промышленных производств, включая полиграфические резервуары, силосы и склады.

    Согласно кода 1271 «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» класс включает у себя: здания для использования в сельскохозяйственной деятельности, например, коровники, конюшни, свинарники, кошары, конные заводы, собачьи питомники, птицефабрики, зернохранилища, составы и надворные здания, подвалы, винокуренные, винные емкости, теплицы, сельскохозяйственные силосы и др., здания для животноводства, здания для птицеводства, здания для хранения зерна, здания силосне, здания для садоводчества, виноделия, здания тепличного хазяйства, здания рыбного хазяйства.

    Ни одного другого законодательного определения рассмотренных понятий нет. В то же время убежденны в том, что в судебном порядке есть надлежащие и допустимые доказательства в подтверждение особенного статуса недвижимости здания промышленности и сельскохозяйственного производства.

    Кроме того принимая со спешкой налоговые изменения, обновленный состав законодателя не учли ряд моментов техники нормотворения. А именно, как известно особенным свойством местных налогов есть то, что они по закону не могут быть установлены непосредственно решением Верховной Рады Украины.

    Подпунктом 8.3. пункта 8 Налогового кодекса Украины определенно, что к местным относятся налоги и сборы, которые установлены в соответствии с перечнем и в рамках границ предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и является обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных обществ.

    То есть непосредственное установление местных налогов следовательно и налога на недвижимость и транспортного налога) отнесенные Налоговым кодексом к компетенции соответствующих сельских, поселковых, городских советов в пределах их полномочий. Кроме того обращаем внимание на то, что городские советы не принимали и объективно не могли принимать и официально публиковать до 15 июля прошлого 2014 года решения об установлении новых местных налогов на недвижимость. Ведь бюджетный кодекс и бюджетные периоды также никто не отменял.

    А следовательно лишь советы должны решать когда принимать этот налог, его размер и давать непосредственные толкования и конкретизацию по вопросам освещенным выше. Следовательно избирая составы городских советов, в настоящий момент как никогда городские общества почувствуют справедливость, целесообразность и объективность, в налоговых решениях депутатских корпусов местных уровней.

    Начисление суммы налога из объектив недвижимости, что находятся в собственности физических лиц, проводится контролирующим органом за местом регистрации владельца недвижимости. Готовые профессионально и индивидуально подойти к решению Вашего вопроса налоговой оптимизации!