• Сегодня актуальным вопросом остается социальная и правовая защита участников антитеррористической операции на востоке Украины. Начиная с 2014 года, в законодательство Украины внесено ряд нововведений, которые призваны обеспечить надлежащий уровень «льготного обеспечения» ветеранов-участников АТО. Именно для этого предоставлено достаточно ряд преимуществ, в виде различных льгот, которые призваны максимально обеспечить социальную защиту бойцов и их семей.

    Для начала следует определить, кто из военнослужащих (резервисты, военнообязанные) и работников относятся к участникам боевых действий (АТО), согласно п. 19 и п. 20 ст. 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»:
    • Вооруженных Сил Украины;
    • Национальной гвардии Украины;
    • Службы безопасности Украины;
    • Службы внешней разведки Украины;
    • Государственной пограничной службы Украины;
    • Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины;
    • Государственной специальной службы транспорта;
    • военнослужащие военных прокуратур.
    Лица рядового и начальствующего состава подразделений оперативного обеспечения зон проведения антитеррористической операции:
    • Центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственной таможенного дела, Государственная фискальная служба Украины;
    • Национальной полиции Украины, лица рядового, начальствующего состава;
    • военнослужащие, работники Министерства внутренних дел Украины;
    • Управление государственной охраны Украины;
    • Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
    • Государственной пенитенциарной службы Украины;
    Также лица из других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения.

    Дополнительно в п. 20 ст. 6 указанного закона определены лица, которые в составе добровольческих формирований, которые были образованы или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав Вооруженных Сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национально гвардии Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов.

    К примеру, это добровольцы из известного двадцать четвёртого отдельного штурмового батальона ВСУ «Айдар», 11-й отдельного мотопехотного батальона ВСУ «Киевская Русь» и Полка специального назначения Национальной гвардии Украины «АЗОВ», которые были образованы в 2014 году с началом российской агрессии против Украина.

    Однако, к сожалению, есть и спорные вопросы о признании некоторых добровольческих формирований например, ДУК «Правый сектор». Такой перечень признанных добровольческих формирований определено антитеррористическим центром при СБУ и ГШ ВСУ.

    Отдельно хотим отметить, что предоставление статуса участника боевых действий лицам, категории таких лиц и сроки их участия (обеспечение проведения) в антитеррористической операции, а также районы антитеррористической операции определяется специальным порядком установленным Кабинетом Министров Украины от 20.08.2014 года № 413.
    Согласно п. 2 указанного порядка статус участника боевых действий предоставляется лицам, в случае привлечения их к проведению антитеррористической операции на срок не менее 30 календарных дней, в том числе по совокупности дней пребывания в районах проведения АТО.

    А в статье 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», указано определенный перечень льгот, в частности, для участников АТО:
    1) бесплатное получение лекарств, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей;
    2) первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгоценных металлов);
    3) бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения.
    4) 75-% скидка платы за пользование жильем (квартирная плата) в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством (21 кв. Метр общей площади жилья на каждое лицо, которое постоянно проживает в жилом помещении (доме) и имеет право на скидку платы, и дополнительно 10,5 кв. метра на семью);
    5) 75-% скидка платы за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и другими услугами) и сжиженным баллонным газом для бытовых нужд в пределах средних норм потребления.
    6) 75-% скидка стоимости топлива, в том числе жидкого, в пределах норм, установленных для продажи населению, для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления;
    7) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных и междугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри- и межобластных независимо от расстояния и места проживания.

    По п. 7 отдельно следует отметить, что на практике водители часто на междугородном, районном и областном сочетании отказывают, причем в очень грубой форме, участникам АТО и другим категориям льготников. По этому поводу возникало и продолжает возникать немало неприятных ситуаций.
    Такой случай — это публичное унижение для человека, который прошел ужас войны и имеет негативные последствия для здоровья, и в личной жизни. Таким людям, которые «по праву» заслужили данную льготу, крайне трудно воспринимать это от водителей, которые в большинстве случаев, не платят налоги с реального дохода, не поддерживают надлежащее техническое состояние автотранспорта и уровень чистоты в салоне, курят, употребляют ненормативную лексику при пассажирах.
    При этом, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 26 ЗУ «Об органах местного самоуправления» и ст. 37 ЗУ «Об автомобильном транспорте» возмещают перевозчикам за счет местного бюджета, расходы, связанные с перевозками льготников.
    Итак, приводим далее перечень льгот в соответствии указанной статьи:
    8) условия при выходе на пенсию;
    9) ежегодное медицинское обследование и диспансеризация с привлечением необходимых специалистов;
    10) первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях, аптеках и первоочередная госпитализация;
    11) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы независимо от стажа работы;
    12) использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 календарных дней в году;
    13) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда и на трудоустройство в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации;
    14) первоочередное обеспечение жилой площадью лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, первоочередной ремонт жилых домов и квартир этих лиц и обеспечение их топливом.
    15) получение ссуды на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт жилых домов и надворных построек на 10 лет
    16) первоочередное право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, стоянок для транспортных средств;
    17) бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, независимо от наличия железнодорожного сообщения, или проезд один раз в год (туда и обратно) указанными видами транспорта с 50-% скидкой;
    18) по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством;
    19) внеочередное пользование всеми услугами связи и внеочередное установление на льготных условиях квартирных телефонов (оплата в размере 20 процентов от тарифов стоимости основных и 50-% — дополнительных работ).
    20) первоочередное обслуживание предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта;
    21) внеочередное устройство в учреждения социальной защиты населения, а также обслуживание службами социальной защиты населения дома.
    22) участникам боевых действий на территории других государств, предоставляется право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения и преимущественное право на поступление в профессионально-технические учебные заведения и на курсы для получения соответствующих профессий.
    Льготы по плате за жилье, коммунальные услуги и топливо, предусмотренные пунктами 4-6 настоящей статьи, предоставляются участникам боевых действий и членам их семей, проживающих вместе с ними, независимо от вида жилья или формы собственности на него.
    Также в ст. 12 данного закона участникам АТО пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание или государственная социальная помощь, которая выплачивается вместо пенсии, повышаются в размере 25-% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

    Важно — ежегодно до 5 мая участникам боевых действий выплачивается разовая денежная помощь в размере, определяемом Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины.

    И кроме того, Государство обеспечивает участникам АТО, и детям, в том числе детям, которые учатся на дневной форме обучения в профессионально-технических и высших учебных заведениях, — до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23 лет, государственную целевую поддержку для получения профессионально-технического и высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.
    К сожалению, последнее не касается участников добровольческих формирований.

    Государственная целевая поддержка для получения профессионально-технического и высшего образования предоставляется в виде:
    • полной или частичной оплаты обучения за счет средств государственного и местных бюджетов;
    • льготных долгосрочных кредитов для получения образования;
    • социальной стипендии;
    • бесплатного обеспечения учебниками;
    • безвозмездного доступа к сети Интернет, систем баз данных в государственных и коммунальных учебных заведениях;
    • безвозмездного проживания в общежитии;

    Также это касается других мероприятий, утвержденных Кабинетом Министров Украины. Соответствующая формулировка также закреплена в п. 17 ст. 44 Закона Украины «О высшем образовании» от 2014 года.

    Небольшой «бонус», предусмотрено и законом Украины «Об улучшении материального положения участников боевых действий и инвалидов войны».
    Участникам АТО предусмотрена дополнительная выплата в размере 40 гривен, независимо от размера пенсий и надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи и пенсии за особые заслуги перед Украиной. «40» грн. — это цена «улучшения» участника АТО. Нет! Мы согласны с тем, что предоставлено много льгот и различных «бонусов соц. защиты », но с другой стороны выглядит как насмешка над людьми!

    Отдельно хотелось бы отметить по пенсионному возрасту участников АТО. Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 2003 года, участники АТО имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.

    Относительно земельного вопроса выделения земельного участка участникам АТО.

    Во-первых, каким законодательством регулируется данный вопрос?
    Согласно п. 14 статьи 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», в частности, участникам АТО, предоставляется первоочередное отведение земельных участков по назначению:
    • индивидуальное жилищное строительство;
    • садоводство и огородничество.

    Передача в собственность земельных участков осуществляется в порядке, определенном ст. 118 Земельного кодекса Украины. Однако предоставление в собственность осуществляется при условии, что участник АТО:
    • предварительно не воспользовался своим правом на бесплатное получение в собственность земельного участка;
    • предоставил документ, удостоверяющий его участие в антитеррористической операции (удостоверение, справка, приказ и т.д.).

    Во-вторых, важно целевого назначения земельного участка.
    Земельные участки могут быть предоставлены участникам АТО в собственность в пределах норм бесплатной приватизации, в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса Украины. В зависимости от ее целевого назначения, предоставляется в следующих площадях:
    1) для ведения садоводства — не более 0,12 га;
    2) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 га;
    3) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок):
    • в селах — не более 0,25 га,
    • в поселках — не более 0,15 га,
    • в городах — не более 0,10 га;
    4) индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара.

    В-третьих, и самое главное, это — процедура выделения земельных участков.
    Итак, что нужно сделать участнику АТО (в хронологическом порядке):
    1. Нужно подать ходатайство о предоставлении разрешения на разработку землеустроительных документов в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
    В ходатайстве указываются:
    • целевое назначение земельного участка;
    • ее ориентировочная площадь;
    • графический макет места расположения желаемого земельного участка

    Данный орган государственной власти, который передает земельные участки в собственность в соответствии с полномочиями, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

    2. Разработанный проект землеустройства подлежит обязательному согласованию с территориальным органом Держгеокадастру Украины, а в случае расположения земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором планируется размещение объекта строительства, — со структурными подразделениями районных государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры;

    3. После согласования проекта землеустройства лицу нужно обратиться к государственному кадастровому регистратору по месту расположения земельного участка с заявлением о проведении государственной регистрации земельного участка и предоставление выписки о земельном участке из Государственного земельного кадастра;

    4. Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

    Обращаем внимание относительно сроков оформления документов и их стоимость
    1. Подача ходатайства о предоставлении разрешения на разработку землеустроительной документации в соответствующий орган государственной власти, который предоставляется в момент подачи (бесплатно);
    2. Принятие решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству — выдается до 30 дней с момента подачи (бесплатно);
    3. Разработка землеустроительной документации — не более 6 месяцев (стоимость определяется в договоре с разработчиком)
    4. Процедура согласования землеустроительной документации — до 10 рабочих дней (бесплатно);
    5. Регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре — до 14 рабочих дней (бесплатно);
    6. Выдача решения об утверждении землеустроительной документации и передаче земельного участка в собственность — в пределах оптимальных сроков (бесплатно);
    7. Процедура регистрации права собственности на земельный участок — в течение 14 рабочих дней с оплатой гос. пошлины 119 грн. и 120 грн. за получение Выписки из Реестра прав на недвижимое;

    И в связи с этим, важно отметить, что участники АТО имеет право требовать от местных советов рассмотрение их ходатайств о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке. А в случае если невозможно удовлетворить такое ходатайство, то есть отказа, местный совет должен предоставить мотивированный письменный ответ, с подробным разъяснением оснований. Решение о выделении земельных участков, обычно официально публикуются на сайте местного совета.

    Но, если при реальном наличии таких земельных участков, которые почему-то беспрепятственно выделяются другим лицам, не имеющим права на первоочередное получение земельного участка, а участнику АТО предоставляется отказ, то есть шанс обжаловать данное выделение другому лицу в административном суде.

    Также приятная новость, что согласно п. 13 ч. 1 статьи 5 Закона Украины «О судебном сборе» участники АТО, как другие участники боевых действий, освобождаются от уплаты судебного сбора! То есть могут подать иск в суд, не платя суммы, которые иногда бывают неподъемными!